16+
Выбирай узнал, что…
Все новости


 

Евгения Андреева: Утверждение "реставратор – это неудавшийся художник" звучит примерно так же, как "зубной врач - это неудавшийся хирург"

31 августа 2014 года

Евгения Андреева: Утверждение "реставратор – это неудавшийся художник" звучит примерно так же, как "зубной врач - это неудавшийся хирург"

Художников-реставраторов нередко принимают за обычных строителей или маляров-штукатуров. Однако благодаря этим людям мы имеем возможность любоваться произведениями искусства и замирать от красоты расписных стен в храмах и замках. Поэтому сегодня “Выбирай” решил развеять миф о том, что реставратор -это неудавшийся художник. О том, как в домашних условиях сварить реставрационный клей, как передать послание потомкам с помощью кисточки художника, 10 рублей и жетона питерского метро, почему в Израиле инструменты реставратора сродни баночки золотых монет, да и вообще насколько совместима эта профессия с семейной жизнью – об этом и многом другом читайте в интервью с израильским художником-реставратором, Евгенией Андреевой.

Женя, какие события повлияли на выбор вашей профессии?

Честно говоря, никакие. Когда я закончила школу мне было 16 лет. Мне кажется в этом возрасте человек не может по-настоящему знать чем он хочет заниматься всю оставшуюся жизнь. Конечно если это не гений, который в два года сел за рояль или в 10 придумал лекарство от рака.
Я не была гением, но с 5 лет ходила в ИЗО-кружки; потом художественная школа и общеобразовательная школа с художественным уклоном. Вообще-то было понятно, что я буду художником. Не понятно было только каким именно, а именно графиком или скульптором, живописцем или вот, как получилось, реставратором. Когда я пришла поступать на "реставрацию", я понятия не имела что это такое. Мама сказала: "хорошая, интересная профессия". И я послушалась. И рада что послушалась. Это действительно ценное умение.

Говорят, художник-реставратор, в процессе работы объединяет три времени: прошлое, настоящее и будущее. Вы согласны с этим утверждением?

Как ни странно, я никогда не слышала такого утверждения, поэтому никогда об этом не задумывалась. Но мне кажется, что хороший реставратор пропускает "настоящее". Реставратор - мост между прошлым и будущим. Попробую объяснить. Скажем ко мне в руки попадает картина, которой 300 лет. Допустим, эту картину написал довольно известный и талантливый человек. Допустим, картина рассыпается в руках, половина уже осыпалась, вторую мне нужно сохранить. В этом вся суть - я не должна дописать ту часть картины, которая утрачена, я должна сохранить ту, которая осталась. Потому что я не Рембрандт, я не имею права вмешиваться в картину Рембрандта. Я просто беру из прошлого материал и передаю в будущее тот же самый материал, ничего не прибавляя к нему. Ничего не изменяя. Поэтому в "настоящем" часто звучит вопрос: "почему ничего не изменилось? Разве она не должна была "стать как новая"?". Да, внешне ничего не изменилось, но картина, возможно, проживет ещё лет 300, а потом её снова кто-нибудь "подлатает")

Людей, которые владеют профессией художника-реставратора, в Израиле, как я понимаю, немного?

Людей владеющих этой профессией вообще немного. В Израиле тем более. Но они есть. Ответственные, образованные, настоящие. Только прячутся где-то, никак не могу их найти. Беда в том, что есть и много людей, которые не учились в спец. заведениях. Где-то, когда-то что-то услышали и стали делать "дома, на коленке" - клеить синтетическими клеями, отпиливать, перекрашивать и пр. Первая заповедь реставратора "Не навреди". Многие, как раз те, которые гонятся за "настоящим" из предыдущего вопроса, портят вещи, не зная об этом. Не могу указать на конкретные примеры, но я живу на "шук-а-пишпишим", здесь продаются и старые картины тоже; я часто вижу неумелое вмешательство. Ведь кто-то же это делает.

Расскажите о пленэрах, в которых Вы участвовали.

Каждый пленэр - это маленькая жизнь. Мы называли их "выездные практики".
В одной деревне, на берегу Белого моря, мы пробыли всего 6 часов. Но если я скажу, что это были самые необычные 6 часов в моей жизни - это будет правда. В эту деревню не ведут дороги, один раз в неделю летает вертолет, в ней живут 8 человек, не постоянно, а только коротким северным летом. И ещё там живут полудикие белые лошади. Ходят мимо старых пустых домов, жуют траву, отдыхают, не боятся людей, но из рук ничего не берут. 8 местных жителей-"дачников" заготавливают лошадям сено на зиму и уезжая, оставляют его в открытых сенниках, а возвращаясь, пересчитывают лошадей. Зиму переживают не все.
Мы прилетели туда на несколько часов. Нам нужно было забрать из местной церкви иконы и увезти их в цивилизацию, чтобы починить и спустя время вернуть на место. В заброшенной неотапливаемой церкви, которую не открывали до этого лет тридцать мало что сохранилось, но зато отлично сохранилась разметка на полу. Разметка, как в школьном спортзале. В такие моменты воскресает история.
Но это так, коротенько. Конечно, про это место я когда-нибудь сниму кино.

Для Вас как художника имеет значение признание, слава?

Признание имеет значение. И слава тоже. Но я стесняюсь себя "прославлять" и "продавать", если честно. Не люблю когда живопись и торговля в моей голове пересекаются. Если тебя признали, значит тебя покупают. Конечно, этого хочет каждый художник. Никто не хочет ходить утром на завод, а ночью писать картины, которые никому не нужны. Все хотят кучу денег и большую мастерскую на мансарде. Все хотят пить шампанское на открытиях своих выставок и рассказывать искусствоведам что "я так вижу". Вот тут как раз у меня есть формула успеха: рядом с художником должен быть человек - муж, жена, брат, сват, не важно, который будет, не стесняясь, "продавать" его творчество, будет вытаскивать "из-под дивана" картины и куда-то нести их, показывать, раскручивать и тд. Очень много действительно талантливых художников пропадают в безызвестности как раз потому, что в них нет ни малейшей склонности к толковому менеджменту.

Как вы относитесь к расхожему мнению, что реставратор – это неудавшийся художник?

Моя преподавательница по реставрации, очень успешная, к слову сказать, женщина всегда говорила: "гордитесь тем что вы реставраторы. Лучше быть хорошим реставратором, чем миллионным художником-неудачником." Не могу сказать что её слова много значат для меня, но доля истины в них все же присутствует. Реставраторы получают хорошее художественное образование тоже. Учебных часов живописи и рисунка было ровно столько же, сколько часов реставрации. Название профессии у меня в дипломе "художник-реставратор". И это не случайно. Поэтому мне выбирать кем быть - художником, реставратором или тем и другим.
Честно говоря, я думаю что утверждение "реставратор – это неудавшийся художник" звучит примерно так же, как "зубной врач - это неудавшийся хирург". Потому что это все таки параллельные профессии, хоть и находятся они в одной плоскости. И ещё одно: реставратор может и должен быть художником, а вот художнику лучше оставаться только художником, хотя некоторые навыки реставрации ему знать полезно.

Расскажите о процессе вашей работы. Какие этапы она в себя включает, какими инструментами вы пользуетесь?

Инструменты реставратора - это отдельная история. Самодельные всякие штучки-палочки, кисточки, утюжки, зажимы, пинцеты и тд. Зубоврачебные и хирургические списанные инструменты и многое другое, чего не найдешь ни в одном магазине. Говорят, в Германии есть специальные магазины для реставраторов, где все это продается, но в России их нет, если повезет, то найдешь что-нибудь на блошином рынке. Не найдешь - делай сам. Мы собирали свои инструменты все пять лет, пока учились. Теперь лично я храню их как зеницу ока, потому что знаю, что каждая вещь в моем сундучке уникальна, незаменима и заточена под мою руку. С материалами ещё сложнее. В Израиле многие вещи невозможно найти. Может быть их и нет - некоторых химикатов или видов бумаги, а может и есть, но я не знаю как они называются на иврите и не знаю людей, которые знают. Когда я у кого-нибудь спрашиваю, люди обычно округляют глаза и говорят "чтооо? Я даже по-русски не знаю что это такое".
А процесс работы - я думаю, не стоит никому рассказывать все эти термины и непонятные действия, которые совершаются во время реставрации. Скажу, что любое произведение искусства - это хороший такой бутерброд из нескольких слоев и каждый слой будь то холст дерево грунт масло или лак - живет по своим законам и требует к себе особого подхода.

У каждой творческой личности есть свои секреты мастерства. Вы уже открыли свой эликсир кузнеца?

Реставрация - это ремесло, никогда не следует забывать об этом. И весь фокус в том, что никаких личных эликсиров кузнеца в этой профессии нет и быть не может. Эту профессию изобрели наверное лет 1000 назад (стыдно, но я не знаю точно, когда её изобрели). Так вот, с тех пор ничего в ней не изменилось. Самый лучший реставрационный клей, например, варится из сушеного плавательного пузыря “Осетрины” до-сих-пор. Это при наличии богатейшего выбора каких угодно клеев. А единственное видимое новшество, как мне кажется - это возможность воткнуть электрическую плитку в розетку, а "древние реставраторы", по все видимости, подогревали свои клеи и грунты на костре. Это передавалось из поколения в поколение, наверное "от отца к сыну". Теперь круг посвященных немного расширился, но все методы по-прежнему "дедовские".

Были ли такие моменты в вашей работе, которые особенно запомнились?

Было очень много моментов, которые запомнились. Расскажу про один. Мы ещё учились. Летом нас вывезли на практику в Ярославль. Нас было десять человек и мы должны были за две недели восстановить довольно большой резной деревянный орнамент с накладными элементами. Мы были дружными и веселыми, с нами была любимая учительница с богатейшим жизненным и реставрационным опытом. Она рассказала, как однажды в какой-то очередной экспедиции, они нашли "послание" - вскрыв раму, они обнаружили письмо из прошлого. От таких историй идут мурашки. Никто из нас ни разу ещё не находил писем из прошлого. И мы решили оставить послание: "взяли бумажный конверт и сложили в него письмо, которое написали потомкам, фотографию нашей группы за работой, 10 рублей и жетон питерского метро", прикрепили конверт между элементами. Когда эту вещь будут реставрировать в следующий раз, лет этак через 200, кто-нибудь найдет его и, я думаю, очень обрадуется.

Недавно в сети я видела ваши фотографии, это что-то типа социального социального фэйс-Арта? Я права?

Социальный фэйс-Арт - это очень удобно. Я неплохо пишу и любой волнующий меня политический или социальный вопрос вполне смогла бы описать словами. Но проблема в том, что далеко не каждый станет читать длинный текст - у кого-то нет времени, а кто-то просто не любит читать. Картинку и короткую подпись под ней увидит каждый. И, возможно, увидев, задумается. Не могу сказать что я делаю это часто и специально, это скорее "зацепило"-сделала. Иногда, признаюсь, бывает - сперва сделала, потом придумала что это значит. Рисую только на себе. Ведь я всегда у себя "под рукой". Даже если что-то придумалось в походе, на пляже, в машине или где-то еще, можно нарисовать губной помадой, кофе, шариковой ручкой, масляной краской. Я точно знаю, что у меня ни на что нет аллергии и нет предрассудков: чтобы донести идею, я готова изуродовать себя как угодно, чем страшнее, тем больше внимания привлечет. Зачем я это делаю? Не знаю. Не могу не делать. Наверное, я все таки художник.

Женя, как вы отдыхаете от работы? Возможно, есть какое то хобби, кардинально отличающееся от основного рабочего ремесла?

Занимаюсь домашними делами) пью чаи, ращу цветы, играю с котом. Мой быт - тоже искусство. Нет ничего приятнее, проснимав полдня старый лак с картины, пойти поснимать жир с тарелок или тлю с мандаринового дерева). Я живу в очень спокойном темпе, никуда не торопясь, поэтому у меня есть время не просто пить утром кофе, а пить кофе красиво. Ну и так далее. В общем, есть Инстаграм, там все: и фэйс-арт и натюрморт-арт и картины и пейзажи и реставрация и куда-от-него-денешься-селфи и лысый кот) @andreeva_je

Ваша работа, как я понимаю, связана с постоянными переездами? А как же такое положение вещей совмещать с семейной жизнью?

Когда я закончила учебу меня пригласили поработать в Израиле - и на этом все переезды закончились. Максимум куда я переезжала - это из Иерусалима в Тель-Авив и обратно. А в России, да. Там, как правило, работа на объектах - год здесь, два там. Но это тоже личный выбор каждого человека, ведь можно пойти работать в музей или антикварный салон и засесть там на двадцать лет, выезжая раз в году на две недели на море. А те люди, которые занимаются переездами с объекта на объект, чаще всего создают семьи там же, на объектах и переезжают вместе.

Есть ли у вас какие-нибудь мечты, связанные с вашей профессиональной деятельностью?

У меня есть мечты) но я не буду про них рассказывать, если позволите. А то не сбудутся)

Пожелания читателям Haifa.Vibirai.Ru

Берегите искусство, друзья! Помните, что любая бумажка или деревяшка, всего через каких-нибудь 50-60 лет уже будет историей. Мы живем в век, когда очень мало красивых вещей создается, давайте будем беречь и любить то, что нам досталось в наследство. Но и создавать, конечно, по-возможности тоже будем!


↑ Сейчас
Евгения Андреева: Утверждение "реставратор – это неудавшийся художник" звучит примерно так же, как "зубной врач - это неудавшийся хирург"

Комментарии к статье

Здравствуйте,хотела узнать,реставрирует ли вы вышитую картину, может это гобелен,начала 19 века.Мой телефон 0528464660.
Елена
Написать комментарий

Написать комментарий


Читайте также

ТОП-5 интересных туристических направлений по России

Отдыхать никогда не рано и, если у вас выдалась неделька отпуска в марте, то почему бы не провести ее вдали от дома в одном из удивительных уголков России

2 марта 2023 года